О психогенезе шизофрении
1989. No11,12; 1990. No1; /10-
С.405/]. В отличие от беззаботно-любопытствующих туристов Юнг смог взглянуть
на другую культуру с точки зрения раскрытия содержащегося в ней смысла;
постигая этот смысл, он полагает, что сама история имеет известный
общечеловеческий универсальный смысл, в рамках которого возможно
взаимодействие и культур, и времен. Здесь заключены две главные темы: Юнга -
психолога и психотерапевта и Юнга - культуролога. Это тема личностного
развития - индивидуации и тема коллективного бессознательного. Юнг
рассматривал индивидуацию как бытие, направленное в сторону достижения
психической целостности, и использовал для его характеристики многочисленные
иллюстрации из алхимии, мифологии, литературы, западных и восточных религий,
пользуясь и своими собственными клиническими наблюдениями. Что касается
"коллективного бессознательного", то это понятие также выступает ключевым
для всей аналитической психологии и, по мнению многих авторитетных ученых и
мыслителей, является "наиболее революционной идеей XX века", идеей,
серьезные выводы из которой так и не были сделаны до сего времени.
Юнг возражал против той мысли, что личность полностью детерминирована
ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он утверждал, что
каждый индивид появляется на свет с "целостным личностным эскизом...
представленным в потенции с самого рождения" и что "окружающая среда вовсе
не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в
ней [личности] заложено". [Guardian. 1990. 27 янв.] Согласно Юнгу,
существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся
сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш
жизненный опыт вполне определенным образом. И эта определенность выражена в
том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства,
поступки. "...Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком
всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал.