О психогенезе шизофрении
То же самое можно, как нам кажется,
сказать и о возмущении монофизитов (утверждавших абсолютное единство
естества Христова) против диофизитской формулы, постановленной на
Халкедонском вселенском соборе (диофизиты утверждали неделимую целость двух
естеств в Иисусе, а именно слияние человеческого и божественного естества);
это возмущение монофизитов опять-таки противопоставляет две точки зрения:
абстрактную и непредставляемую, с одной стороны, и чувственно-естественную,
выраженную диофизитской формулой, - с другой.
Вместе с тем нас поражает, что как в арианском движении, так и в споре
между монофизитами и диофизитами тонкий догматический вопрос играл
первенствующую роль лишь для тех умов, которые первоначально занялись этой
проблемой, но отнюдь не для большой массы, которая завладела догматическим
спором и использовала его в своих партийных интересах. Столь тонкий вопрос и
в те времена не мог быть двигательной силой для народных масс - массами
двигали проблемы и претензии, относящиеся к политической власти, ничего
общего не имевшие с богословским разногласием. Если различение типов тут и
имело какое-либо значение, то лишь постольку, поскольку оно создавало
различные пароли, налагавшие на грубые инстинкты толпы красивые этикетки. Но
это отнюдь не уничтожает того факта, что для тех, кто разжег этот спор,
вопрос о гомоузии и гомойузии играл серьезную роль. И это потому, что за
этим спором скрывалась как историческая, так и психологическая
противоположность, а именно противоположность между верованием эбионитов в
Христа как чистого человека с относительной (кажущейся) божественностью и
верованием докетов в чистого Бога-Христа, обладающего лишь видимостью плоти.
А под этим слоем мы находим еще более глубокий и великий психологический
раскол, а именно: одна сторона утверждает, что главная ценность и главное
значение заключаются в чувственно воспринимаемом, субъектом чего - хотя и не
всегда - является человеческое и личностное или, по крайней мере, всегда
спроецированное человеческое ощущение; другая сторона стоит за то, что
главная ценность заключается в абстрактном и внечеловеческом, коего субъект
есть функция, то есть объективный естественный процесс, протекающий в
безличной закономерности, по ту сторону человеческих ощущений и даже как их
основа.