О психогенезе шизофрении
За
последние десятилетия произошло более или менее отчетливое распределение
характера ответов по разным группам, или школам. Лондонский
аналитик-юнгианец Эндрю Сэмуэлс (1985) выделяет здесь три основные школы:
Классическую. Развития и Архетипальную.
Классическая школа исходит непосредственно из юнговских формулировок.
Она настойчиво и последовательно исследует то, что сказал сам Юнг. Не
удивительно, что она возникла и сформировалась в Цюрихе. Школа развития
ведет свое начало в Лондонском обществе аналитической психологии. Ее лидером
называют Майкла Фордхама. Школа развития имеет своих представителей также в
Германии и США. Здесь основной акцент делается на влияние переживаний
раннего детства на психику взрослого человека. Фордхам и его последователи
остаются в юнгианской парадигме, хотя и рассматривают архетипические
паттерны в естественных процессах развития, начинающегося в младенчестве.
Третья новейшая школа представлена, прежде всего, работами Джеймса
Хиллмана. Являясь творческим продолжателем идей Юнга, он пишет, что имена
для психологии, разработанной Юнгом, - юнговская, аналитическая, комплексная
- "не были адекватны той психологии, которую они пытались обозначить".
Хиллман утверждает, что, хотя Юнг сам и не использовал термин "архетипальная
психология", он мог бы это сделать, если бы прежде всего принялся за
разработку своего понятия архетипа. Ведь позже, когда это было сделано,
архетип стал основополагающей идеей в аналитической психологии. Но работы
самого Хиллмана вывели развитие архетипальной психологии за пределы
юнговских представлений о психическом. Хиллман весьма серьезно относится к
тому, что греческое слово psyche (Психея) означает еще и "душа", а не только
психическое. В этом смысле психология, по Хиллману, - это "делание души", ее
создание, строительство, производство.
В новейшей истории постюнгианской аналитической мысли достаточно ясно
обозначился условный "водораздел" по вопросу о соотношении "символического"
и "клинического".