О психогенезе шизофрении
В
алхимии и гностицизме мы находим сходный мотив Человека Света, который
падает во тьму или оказывается расчлененным тьмой и должен быть "собран" и
возвращен свету. В текстах этих учений существует описание того, как Человек
Света, идентичный Богу, вначале живет в Плероме [Плерома - термин, введенный
гностиками. Обозначает "место" за пределами пространственно-временных
представлений, в котором угасают или разрешаются все напряжения между
противоположностями. /19/], затем побеждается силами Зла - как правило, это
звездные боги, или Архоны, - падает или "соскальзывает" вниз и в конечном
итоге оказывается разбросанным в материи в виде множества искр, где ему
предстоит ожидание своего спасения. Его искупление или освобождение
заключается в собирании всех разбросанных частей и возвращении в Плерому.
Эта драма символизирует процесс индивидуации у индивида; каждый поначалу
состоит из таких хаотических многообразных частиц и постепенно может стать
одной личностью путем сбора и осознания этих частиц. Но эта драма может быть
понята и как образ медленного постепенного развития человечества в
направлении высшего сознания, о чем Юнг весьма подробно написал в своих
работах "Ответ Иову" и "Айон".
Уверенность в абсолютном единстве всего сущего привела Юнга к мысли,
что физическое и ментальное, подобно пространственному и временному, суть
категории человеческие, психические, не отражающие реальность с необходимой
точностью. Вследствие самой природы своих мыслей и языка люди неизбежно
вынуждены (бессознательно) все делить на свои противоположности. Отсюда
антиномность любых утверждений. Фактически же противоположности могут
оказаться фрагментами одной и той же реальности. Сотрудничество Юнга в
последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули привело обоих к убеждению,
что изучение физиками глубин материи, а психологами - глубин психического
может быть лишь разными способами подхода к единой, скрытой реальности.