О психогенезе шизофрении
"Но, - говорит
профессор Вильгельм, - согласие швейцарского исследователя с древним
китайским мудрецом, конечно, показывает нам только одно - что оба они нашли
истину".
Известный немецкий романист и эссеист Оскар Шмиц решается поведать о
том, "что, собственно говоря, делает Юнг?" /25/ По его мнению, "слово
психоанализ покрывает собой лишь несущественное из того, чего добивается
Юнг", - "он поступает с прибегающими к нему так же, как поступали
познаватели в прежние времена, например Пифагор или Сократ". "Но, -
прибавляет Шмиц, - такой образ действий несет с собой великое освобождение
из больничной атмосферы, созданной прежним психоанализом". А в своей книге
"Психоанализ и йога" Шмиц утверждает, что "система Юнга впервые дает
возможность психоанализу стать на служение высшему развитию человечества".
Возможно ли вполне присоединиться к этому восторженному мнению о Юнге?
Решить этот вопрос предоставляется каждому отдельному лицу, которое испытало
на себе воздействие его психологии. Но, по существу, кажется мне мысль Шмица
вот в каком отношении правильной: Юнг - больше чем психоаналитик, почему он
в глазах "только психоаналитиков" и является не вполне психоаналитиком.
***
Юнг принадлежит к тем странным, сложным натурам, призвание которых не
укладывается в рамки определенной специальности, являющейся поэтому лишь
одним из проводников их заданий. Почва Швейцарии не раз порождала такие
натуры. Стоит только назвать Бахофена, Лафатера, Руссо, Парацельса. С каждым
из этих оригиналов связывает Юнга какая-нибудь из сторон его учения. Коснусь
только соотношения последнего с учением Парацельса. Современный Парацельс! В
публичной лекции об этом своем соотечественнике и коллеге, которую Юнг
прочел недавно по случаю чествования последнего в Эйнзидельне (швейцарский
город, в другой транскрипции Айнзидельн, откуда Парацельс был родом. - прим.
ред.), чувствовался лиризм его отношения к этому странному и одинокому
человеку.