О психогенезе шизофрении
Перемещение
главнейшей ценности с одной стороны на другую является делом индивидуальной
установки и психологии данного времени. Гомперц, почувствовав такую основу и
у Антисфена, указывает на следующие пункты: "Трезвый рассудок, отвращение от
всякой мечтательности, может быть также сила индивидуального чувства, для
которого отдельная личность и отдельное существо являются выражением полной
действительности". Прибавим к этому зависть неполноправного гражданина,
пролетария, человека, которого судьба не щедро наградила красотой и который
стремится возвыситься тем, что срывает и низводит ценности других. Это
особенно характерно для киника, человека, постоянно критиковавшего других,
для которого ничто не было свято из того, что принадлежало другим; не
отступал же он и перед нарушением общественной тишины и неприкосновенности
чужого очага для того, чтобы навязать кому-нибудь свои советы.
Этому, по существу, критическому направлению духа противостоит мир
платоновских идей с их вечной сущностью. Ясно, что психология творца такого
мира должна была являть противоположность ориентированию школы
вышеописанного, критически-разлагающего образования суждений. Мышление
Платона абстрагирует от множественности вещей и создает синтетически
конструктивные понятия, определяющие и выражающие, в качестве истинно
сущего, общие согласованности вещей. Их невидимость и сверхчеловечность
являются диаметральной противоположностью конкретизму, которым отличается
принцип присущности, стремящийся свести материал мышления к неповторяемому,
индивидуальному, вещественному. Но это так же невозможно, как невозможна и
исключительная значимость принципа предикации, желающего охватить то, что
высказывается о многих единичных предметах, и возвести до вечной субстанции,
незыблемо существующей по ту сторону всех неустойчивых явлений. И то и
другое образование суждений имеет право на существование, и несомненно, что
оба имеются в каждом человеке.