О психогенезе шизофрении
Мне нужно именно твое незнание".
Самоизувечение Тертуллиана путем sacrificium intellectus приводит его к
открытому признанию иррационального факта внутреннего переживания, то есть к
истинной основе его верования. Необходимость религиозного процесса, который
он ощущал внутри себя, он выразил в непревзойденной формуле: Anima
naturaliter Christiana ("Душа по природе своей христианка"). Вместе с
sacrificium intellectus для него утратили всякое значение и философия,
наука, а следовательно, и гнозис. В дальнейшем течении его жизни
вышеописанные черты характера стали выступать еще резче. Когда Церковь была
наконец поставлена в необходимость идти на компромиссы в угоду большинству,
Тертуллиан против этого возмутился и стал ярким приверженцем фригийского
пророка Монтана. Монтан был экстатиком, представителем принципа абсолютного
отрицания всего мирского, поборником безусловной одухотворенности. В
ожесточенных памфлетах Тертуллиан набросился на политику папы Каликста и
очутился, таким образом, вместе с монтанизмом более или менее extra
ecclesiam. Согласно показанию Августина, он впоследствии будто бы не поладил
и с монтанистской сектой и основал свою собственную.
Можно сказать, что Тертуллиан - классический пример интровертного
мышления. Его огромный, необыкновенно проницательный интеллект
сопровождается очевидной чувственностью (sensuality). Процесс
психологического развития, который мы называем христианским, доводит его до
жертвы, до уничтожения, отрезания самого ценного органа (ампутации наиболее
ценной функции) - мифическая идея, заключенная и в великом символе
жертвоприношения Сына Божьего. Самым ценным органом Тертуллиана именно и был
интеллект и вытекающее из него ясное познание. Вследствие sacrificium
intellectus он преградил себе путь к чисто логическому рассудочному развитию
и, по необходимости, должен был признать основой своего существа
иррациональную динамику своих душевных глубин.