О психогенезе шизофрении
Мы видим на этих примерах, как в процессе развития христианства самая
сущность первоначального типа превращается в свою противоположность:
Тертуллиан, глубокий мыслитель, становится человеком чувства; Ориген
становится ученым и всецело теряет себя в интеллектуалитете. Нетрудно,
конечно, логически перевернуть вопрос и сказать, что Тертуллиан искони был
человеком чувства, а Ориген человеком мысли. Но такая обратная постановка
вопроса вовсе не уничтожает самого факта типического различия, а оставляет
его по-прежнему в силе и, кроме того, отнюдь не объясняет, почему же
Тертуллиан видел своего опаснейшего врага в области мысли, а Ориген в
области сексуальности. Можно было бы сказать, что оба ошиблись, и в качестве
аргумента привести факт роковой неудачи, к которой в конечном итоге свелась
жизнь обоих. Тогда пришлось бы допустить, что каждый из них пожертвовал тем,
что ему было менее дорого, то есть некоторым образом совершил обманную
сделку с судьбой. Почему бы не принять и не признать даже такого мнения?
Ведь известно, что даже среди первобытных людей находились такие хитрецы,
которые, подходя к своему фетишу с черной курицей под мышкой, говорили:
"Смотри, вот я приношу тебе в жертву прекрасную черную свинью!" Однако мое
мнение таково, что объяснение, стремящееся во что бы то ни стало обесценить
какой-либо факт, не всегда и не при всех обстоятельствах бывает самым
верным, даже если такое объяснение представляется нам вполне "биологическим"
и приносит среднему человеку то несомненное облегчение, которое он
испытывает всегда, когда ему удается низвести нечто великое до своего
плоского уровня. Но поскольку мы можем судить о личностях этих двух великих
представителей человеческого духа, мы должны признать их столь
проникновенными и серьезными, что о хитрой проделке или обмане и речи быть
не могло: их христианское обращение было истинным и правдивым.