О психогенезе шизофрении
Против столь безнадежного, гнетущего понимания постоянно восстает
чувство свободы и нравственной ценности человека - чувство, которое надолго
не заглушить даже самым глубоким размышлением, даже самой беспощадной
логикой. Право человека на чувство своей ценности нашло своего поборника в
лице Пелагия, британского монаха, и его ученика Целестина. Их учение
основывалось на нравственной свободе человека как на психической данности.
Показателем психологического сродства между пелагианской и диофизитской
точками зрения является то, что преследуемые последователи Пелагия нашли
убежище у Нестория, митрополита константинопольского. Несторий настаивал на
разделении двух естеств в Христе, в противоположность учению Кирилла,
проповедовавшего физическое естество Христа как богочеловека
(<греч.>). Несторий так же восставал против понимания Марии как
богородицы (<греч.>) и признавал в ней лишь христородицу
(<греч.>). Понимание Марии как Богоматери он совершенно справедливо
называл даже языческим. От него пошел несторианский спор, который в конце
концов привел к расколу и отпадению несторианской Церкви.
3. Проблема пресуществления
Эти споры окончились вместе с великими политическими переворотами,
падением Римской империи и гибелью античной цивилизации. Когда же несколько
веков спустя в мире вновь наступила некоторая устойчивость, тогда понемногу
начали вновь выступать и характерные психологические различия, сначала
робко, но по мере развития культуры все интенсивнее и ярче. Проблемы,
волновавшие Церковь раннего периода христианства, были, правда, заменены
иными, они нашли новые формы, но психология, скрытая в них, осталась
прежней.
В середине IX века н. э. настоятель монастыря Пасхазий Радберт
обнародовал свой труд, в котором он является представителем учения о
пресуществлении, утверждающего, что во время причастия вино и хлеб
превращаются в истинную кровь и плоть Христову.