О психогенезе шизофрении
Бине подчеркивал,
что социабельность и способность сочетаться с другими не обязательно жестко
привязана к той или другой установке. Однако "интроспективный тип" более
приспособлен к искусству, поэзии и мистицизму, а "экстерноспективный тип"
имеет большие способности к науке. Бине пришел к выводу, что оба ментальных
типа играют огромную роль в истории философии, и это могло бы объяснить,
среди прочего, и средневековый спор между реалистами и номиналистами.
Поскольку книга Бине появилась приблизительно в то же время, когда Юнг
проходил стажировку в Париже у Жане, то он мог прочитать ее и затем забыть,
что могло бы послужить еще одним примером той криптомнезии, которая столь
часто проявлялась в истории динамической психиатрии. /18- P.702-703/
Сравнительно недавнее исследование Бокса /21/ дополнительно
перекликается с историческими экскурсами самого Юнга. Речь в нем идет о
противоположных теориях свободы в работах английского философа Уильяма
Темпла (William Temple, 1881 - 1944) и русского философа Николая Бердяева
(1874-1948), у которых Бокс подчеркивает личностные характеристики по типу
экстраверсии-интроверсии. Темпл, считает Бокс, чувствует себя во внешнем
мире как рыба в воде и с очевидностью выглядит экстравертом. Еще бы, он
вырос в относительно динамичной и гибкой социальной среде, в которой свобода
представлялась чем-то само собой разумеющимся. Бердяев, со своей стороны,
развивался под жестким, ограниченным режимом царизма; он чувствовал свою
отчужденность от мира и должен был бороться за свою внутреннюю свободу от
этого давящего на него внешнего окружения. По мнению Бокса, он был
интровертом.
Завершив работу над "Психологическими типами", Юнг впоследствии занялся
другими вопросами и оставил типологический аспект своей деятельности в
относительно незавершенном виде. Так, в частности, он почти не ссылался на
клинический материал в поддержку биполярного членения установок на
экстраверсию - интроверсию, довольствуясь материалами из психологии так
называемых "нормальных" людей.