О психогенезе шизофрении
Хотя
она сносно справлялась со своими домашними обязанностями, разумная беседа с
ней была почти невозможна. Лучше всего это получалось, когда я адресовался к
голосу, который пациентка называла "голосом Бога". Он локализовался
приблизительно в центре грудины. Этот голос сказал, что она должна на каждой
нашей встрече читать выбранную мной главу Библии, а в промежутках заучивать
ее и раздумывать над ней дома. Я должен был проверять это задание при
следующей встрече. Это странное предложение оказалось впоследствии хорошей
терапевтической мерой, оно привело к значительному улучшению не только речи
пациентки и ее способности выражать свои мысли, но и психических связей.
Конечный успех состоял в том, что приблизительно через восемь лет правая
половина тела была полностью освобождена от голосов. Они продолжали
сохраняться только на левой стороне. Этот непредвиденный результат был
вызван постоянно поддерживаемым вниманием и интересом пациентки.
(Впоследствии она умерла от апоплексии).
Вообще же уровень интеллекта и образованности пациента имеет большое
значение для терапевтического прогноза. В случаях острого периода или в
ранней стадии обсуждение симптомов, в частности, психотических содержаний,
имеет величайшую ценность. Так как захваченность архетипическими
содержаниями очень опасна, то разъяснение их общего безличного значения
представляется особенно полезным, в отличие от обсуждения личных комплексов.
Последние являются первопричинами архаических реакций и компенсаций; они в
любой момент могут вновь привести к тем же последствиям. Поэтому пациенту
нужно помочь хотя бы временно оторвать свое внимание от личных источников
раздражения, чтобы он сориентировался в своем запутанном положении. Вот
почему я взял бы себе за правило давать умным пациентам как можно больше
психологических знаний. Чем больше он знает, тем лучше будет его прогноз
вообще; будучи вооружен необходимыми знаниями, он сможет понять повторные
прорывы бессознательного, лучше ассимилировать чуждые содержания и
интегрировать их в сознание.