О психогенезе шизофрении
Это простое рассуждение непосредственно показывает нам, каков
практический смысл подобных догматов и обрядов: рассмотренные с такой точки
зрения, они могут устоять и перед чисто приспособленческим "биологическим"
воззрением, не говоря уже о прямых, специфически религиозных воздействиях,
которые имеет на отдельного человека вера в этот догмат. Несмотря на высоту,
на которой для нас стоит Скот Эригена, мы не имеем никакого права
обесценивать деятельность Радберта. На этом примере нам следовало бы
научиться, что мышление интровертного и мышление экстравертного не поддаются
одинаковому мерилу, и это потому, что обе формы мышления по отношению к
своим целям совершенно различны в самой своей основе. Можно было бы сказать,
что у человека интровертного мышление рациональное, тогда как у экстраверта
оно программированное.
Все вышеизложенное - и я особенно настаиваю на этом - отнюдь не должно
давать какого-либо решающего определения относительно индивидуальной
психологии обоих авторов. То, что мы знаем о личности Скота Эригены - а
знаем мы весьма мало, - недостаточно для постановления верного диагноза его
типа, - но и то немногое, что мы знаем, уже дает нам право предполагать, что
он принадлежал к интровертному типу. О Радберте мы почти ничего не знаем.
Знаем мы лишь то, что он утверждал нечто противоречащее общему человеческому
мышлению; благодаря верной логике чувства он, однако, понял то, что
соответствовало потребностям его времени и могло быть принято его
современниками. Этот факт указывает скорее на экстравертный тип. Но
вследствие недостаточного знания обеих личностей мы принуждены отказаться от
всяких суждений, тем более что дело могло обстоять и совершенно иначе,
особенно по отношению к Радберту: мы имеем точно такое же право
предполагать, что он был представителем интровертного типа, но человеком
умственно ограниченным, вовсе не стоявшим выше своей среды, обладавшим
логикой, вполне лишенной оригинальности, и способным выводить лишь
элементарные заключения из готовых предпосылок, найденных им в сочинениях
Отцов Церкви.