Психология раннего слабоумия
труды
Фрейда и Риклина /27/]. Часто это "я не знаю" звучит так неуклюже, что можно
немедленно угадать основание его (то есть этого незнания, а не неуклюжести
составленной фразы). Тут такой же психологический процесс, как при ошибках в
эксперименте ассоциаций (выпадение реакции), что я уже неоднократно
подтвердил своими опытами [Юнг: Диагн. иссл. ассоц., Об отношении времени
реакции при опытах ассоциаций и оп. наблюдениях над способностью к
воспоминаниям.]. На практике часто бывает трудно решить, на самом ли деле
истерики ничего не знают, или не могут и не хотят говорить. Каждый, кто
привык точнее исследовать случаи раннего слабоумия, знает, какого труда
часто стоит добиться правильного ответа; порой мы уверены, что больные
действительно не знают, иногда это "блокировка", производящая впечатление
непроизвольной, и, наконец, бывают случаи, когда мы вынуждены говорить об
"амнезии", точно так же, как при истерии, где только один шаг от амнезии до
нежелания говорить. Наконец, опыт ассоциаций доказывает нам, что эти явления
в общих чертах существуют и у нормальных людей.
По Масселону, расстройство памяти проистекает из того же источника, что
и расстройство внимания, неясно только, из какого источника. До некоторой
степени в противоположность этому автор указывает на представления, которые
упорно держатся; он определяет их следующим образом: некоторые воспоминания,
ранее более тесно связанные с аффективной личностью больного, стремятся
постоянно повторяться и постоянно занимать сознание - упорно повторяющееся
воспоминание делается стереотипным - мысль как бы свертывается,
"коагулирует" /25- S.69,281,236/. Не приводя, впрочем, никаких
доказательств, Масселон заявляет, что стереотипные идеи (иначе говоря, идеи
безумные) представляют собой ассоциации комплекса личности. Жаль, что автор
не останавливается подробнее на этом вопросе, так как было бы очень
интересно узнать, каким образом, например, ошибочно составленные неологизмы
или "смешения слов", часто представляющие единственный остаток, который
указывает нам на существование представлений, являются ассоциациями к
комплексу личности.
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии