Психология раннего слабоумия
[Это можно прямо
сравнить с музыкой Вагнера: лейтмотив обозначает (до известной степени
подобно оттенку чувства) важный для драматического построения комплекс
представлений (Валгалла, договор и т.п.). Каждый раз, когда действие или
речь возбуждает тот или иной комплекс, отзывается соответствующий лейтмотив
в какой-либо вариэции. Так же дело обстоит и в обычной психологической
жизни: лейтмотивы - это оттенки чувств наших комплексов, наши действия и
настроения - преображения лейтмотивов.]
Однажды я явился свидетелем следующего случая: я гулял с одним весьма
чувствительным, истеричным господином; в деревне зазвонили колокола; то был
прекрасный, гармонический звон; мой спутник, обычно очень чуткий к подобным
настроениям, внезапно, без всякого основания, стал говорить, что ему
отвратителен этот звон, что он звучит ужасно, вообще эта церковь ему
неприятна, как и сама деревня (которая славится своим очаровательным
местоположением). Этот необыкновенный аффект заинтересовал меня, я стал его
расспрашивать; тогда спутник мой стал осуждать пастора этой деревни: по его
словам, этот пастор носит противную бороду и, к тому же, сочиняет плохие
стихи. Сам спутник тоже обладал лирическим даром. Итак, поводом внезапного
аффекта оказалась поэтическая конкуренция.
Данный пример показывает, каким образом молекулы (звон и так далее)
входят в состав окраски чувства общей массы представлений [Отдельные
представления связаны между собой по различным законам ассоциаций (сходство,
сосуществование и т. д.). Но аффект выбирает и группирует их в высшие
комплексы.] (поэтическая конкуренция), которой мы даем название окрашенного
чувством комплекса. В этом смысле комплекс есть высшая психическая единица.
Исследуя наш психический материал (например, путем ассоциаций), мы
обнаружим, что всякая ассоциация относится к тому или иному комплексу. Это
трудно доказать на практике, но чем точнее мы анализируем, тем яснее видим,
что отдельные ассоциации входят в состав комплекса.
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии