Центр паллиативной медицины «Добро»

 

 

 

М е н ю

Психология раннего слабоумия

Всякий другой сильный комплекс, как
мне представляется, может вызвать истерические симптомы у людей,
предрасположенных к этому заболеванию. Оставляю в стороне все комплексы
иного рода, ибо я уже пытался в другом месте дать общее представление о
наиболее распространенных типах.

Нормальному индивиду, конечно, желательно освободиться от навязчивого
комплекса, препятствующего надлежащему развитию личности (ее приспособлению
к окружающим условиям). Такое освобождение является, в большинстве случаев,
делом времени. Однако порой данному лицу приходится для освобождения от
комплекса применять искусственные средства. Мы уже знаем, что одним из
важнейшим средств является смещение (displacement); иногда люди прибегают к
чему-то совершенно новому, полностью контрастирующему с комплексом
("мастурбационный мистицизм"). Истерия излечивается, если удается дать ей
новый навязчивый комплекс. [Истерия применяет всевозможные средства,
направленные на то, чтобы защититься от комплекса: превращение в телесные
симптомы, раскалывание сознания и т.д.] (Аналогичное мнение высказывает
Соколовский). После вытеснения комплекса еще долгое время остается сильная
комплексная чувствительность, то есть повышенная готовность комплекса к
повторному прорыву. Если вытеснение было осуществлено лишь путем
формирования компромиссов, то сохраняется постоянное чувство
неполноценности, истерия, при которой возможна лишь ограниченная способность
приспособления к окружающим условиям. Если же комплекс остается неизменным,
что, разумеется, возможно лишь при сильнейшем повреждении нашего "я" и его
функций, то мы имеем дело с ранним слабоумием. [Подобную (?) мысль выражает
и Штадельманн, но, к сожалению, она почти полностью заглушена обилием его
изысканных понятий. /57/] Следует учитывать, что здесь я говорю только с
психологической точки зрения и констатирую лишь то, что имеется в психике
пациента с вышеуказанным диагнозом.

 

Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии

Сайт создан в системе uCoz