Психология раннего слабоумия
Тот, кто этого не делает или кто не может поступать таким образом, тот не
имеет права судить о Фрейде, если не хочет уподобиться тем пресловутым
ученым, которые считали ниже своего достоинства пользоваться телескопом
Галилея. Впрочем, справедливое отношение к Фрейду еще отнюдь не означает,
чего опасаются многие, безусловного подчинения одной какой-нибудь догме. Оно
вполне совместимо с независимым и самостоятельным суждением. Так, например,
если я признаю комплексные механизмы сновидений и истерии, то отсюда совсем
еще не следует, что я приписываю, как это, по-видимому, делает Фрейд,
решающее значение травмирующим переживаниям детского возраста. Еще более
ошибочным было бы заключение, будто я выдвигаю на первый план сексуальность
или даже признаю ее психологическую универсальность, как это делает Фрейд,
находящийся, как кажется, под сильным влиянием той, несомненно, огромной
важности роли, которую играет сексуальный момент в психической жизни. Что же
касается терапии Фрейда, то она является, в лучшем случае, лишь одним из
возможных методов и не всегда, быть может, соответствует теоретически
возлагаемым на нее надеждам. Но все это вопросы второстепенные в сравнении с
психологическими принципами, установление которых составляет величайшую
заслугу Фрейда; их важность еще не оценена по достоинству критикой. Кто
намерен относиться к Фрейду справедливо, должен поступать согласно словам
Эразма Роттердамского: "Приводи в движение все камни, испытывай все и ничего
не оставляй неисследованным" (Unumquemque move lapidem, omnia experire,
nihil intentatum relinque). [Erasmus, Adagia, I.IV.xxx. См. также переписку
Фрейда и Юнга: The Freud/Jung Letters, p. xviii.]
Поскольку я часто пользуюсь в данном труде результатами
экспериментальных изысканий, то читатель, надеюсь, извинит многочисленные
ссылки на изданную мной книгу "Диагностические исследования ассоциаций"
(Diagnostische Assoziations-studien).
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии