Психология раннего слабоумия
Однажды знакомый мне человек начал декламировать известное
стихотворение Гейне "Стоит одиноко сосна" ("Ein Fichtenbaum steht einsam");
на стихе "ей спится" он безнадежно застревает, совершенно забыв следующие
слова: "белым покровом". Такая забывчивость общеизвестного стихотворения
удивила меня, и я попросил его рассказать, что пришло ему в голову при
словах "белый покров". Составилась следующая цепь: "При словах "белый
покров" вспоминается покрывало мертвеца, полотно, которым покрывают мертвых
- пауза - теперь мне приходит в голову близкий друг - его брат недавно
совершенно внезапно скончался - говорят, он скончался от разрыва сердца - он
был очень плотного телосложения - мой друг тоже плотного телосложения, и я
порой думаю, что и с ним может случиться то же самое - он, должно быть,
слишком мало двигается - когда я услыхал об этой смерти, мне стало страшно,
так как я подумал, что и со мной может это случиться, ибо мы, в нашей семье,
тоже склонны к полноте, мой дед тоже умер от разрыва сердца - я сам тоже
слишком толст и недавно решил пройти курс похудания".
Из этого примера ясно видно, что вытеснение как бы "изымает" из
сознания символические аналогии и связывает их с комплексом. Соответственно,
этот человек бессознательно отождествил себя с сосной, покрытой белым
смертельным покрывалом.
Поэтому вполне можно предположить, что он пожелал продекламировать
упомянутое стихотворение, чтобы совершить символическое действие и, тем
самым, дать выход своему возбуждению, вызванному этим комплексом.
Излюбленной областью комплексных констелляций являются также остроты,
имеющие характер каламбуров. Есть люди, обладающие особой способностью к
сочинению каламбуров; среди них я знаю нескольких, которым приходится
вытеснять весьма сильные комплексы. Поясню свою мысль на простом примере,
характерном для подобных случаев.
Будучи однажды в обществе, господин X., отпускавший различные
каламбуры, заметил, когда к столу подали апельсины (oranges): "О-ранжирный
вокзал".
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии