Психология раннего слабоумия
Лучшим примером могут служить религиозные
убеждения. Любой, даже не выдерживающий критики аргумент, принимается, если
только он говорит в пользу данного взгляда; и наоборот, наиболее сильные и
очевидные аргументы против этого взгляда совершенно не действуют; они как бы
"отскакивают", ибо тормозящая сила чувства сильнее всякой логики. Даже у
вполне интеллигентных в других отношениях людей, обладающих всесторонним
образованием и опытом, можно иногда наблюдать прямую слепоту, положительно
систематическую нечувствительность при старании убедить их, например, в
правильности детерминизма. Как часто мы видим, что единичное неприятное
впечатление во многих случаях является причиной такого непоколебимого
ложного суждения, с которым никакая логика, как бы неопровержима она ни
была, не в силах бороться!
При этом действие комплекса распространяется не только на мышление, но
и на поступки, которым он может постоянно давать известное, вполне
определенное направление. Как часто многие люди совершенно бездумно
принимают участие в религиозных обрядах и иных необоснованных действиях,
хотя, в сущности, давно уже переросли все это интеллектуально!
Вторая группа хронических последствий комплекса, где сила чувства
постоянно поддерживается актуальными раздражениями, дает еще более наглядные
примеры комплексных констелляций. Наиболее сильно и, главным образом,
длительно действие сексуальных комплексов, в которых, например, окраска
чувства постоянно поддерживается половой неудовлетворенностью. Достаточно
вспомнить легенды о святых или роман Золя "Лурд", чтобы обнаружить
многочисленные примеры вышесказанного. Но комплексные констелляции не всегда
столь грубы и очевидны: часто это значительно более тонкие, скрытые под
символами, влияния на мысли и поступки. Укажу на многочисленные и
поучительные примеры, приводимые Фрейдом. Фрейд указывает на
симптоматическое действие как на специальный случай констелляции.
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии