Психология раннего слабоумия
д.
Гросс говорит: "кататонические явления суть изменения самой воли
посредством фактора, ощущаемого вне беспрерывности нашего "я" и поэтому
объясняемого как чуждая сила... Эти явления в каждый данный момент заменяют
волю беспрерывной связности нашего "я" вставками, вдвигаемыми в нее из иных
цепей сознания... Мы должны себе представить, что несколько, скажем, цепей
ассоциаций могут одновременно, не влияя друг на друга, развертываться в
органе сознания. Одна из этих цепей сознания должна будет, в таком случае,
стать выражением беспрерывной связности сознания. - Остальные цепи
ассоциаций в таком случае, конечно, остаются "подсознательными" или, лучше
сказать, "бессознательными". Но должна быть постоянная возможность, что в
них, так сказать, нервная энергия усилится и дойдет до такой степени
напряжения, что внимание внезапно обратится на одну из их конечных частей,
то есть, что один из членов какой-либо бессознательной цепи ассоциаций
непосредственно вдвинется в беспрерывную связность главенствовавшей до тех
пор цепи. Если эта предпосылка выполнена, то сопутствующий субъективный
процесс может выразиться лишь в том, что какое-либо психическое явление
будет ощущаться непосредственно вступившим в сознание и совершенно чуждым
беспрерывной его связности. Представляется почти неизбежным, что в виде
объяснения должна возникнуть мысль, будто данное психическое явление не
исходит из собственного органа сознания, а внесена туда извне". /50/
Как уже упоминалось выше, в этой гипотезе мне не нравится допущение
одновременных независимых цепей ассоциаций. Нормальная психология не дает
нам для этого никаких пунктов опоры. Там, где лучше всего можно исследовать
отщепленные цепи представлений (например, при истерии), подтверждается,
напротив, противоположное явление: даже в тех случаях, когда цепи кажутся
совершенно отделенными друг от друга, можно где-то найти скрытый мост,
переброшенный от одной к другой.
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии