Психология раннего слабоумия
Мой молодой коллега, только что закончивший свою диссертацию, в течение
нескольких часов насвистывал мотив Генделя: "Смотрите, он приходит,
увенчанный наградой".
Один мой знакомый, радуясь новой выгодной должности, выдал свою радость
назойливой мелодией: "Не рождены ли мы для славы?"
Один мой коллега, встретив во время обхода пациентов сиделку, о которой
говорили, что она беременна, поймал себя на том, что непосредственно после
этого насвистывает мелодию: "Жили-были царские дети; они сильно любили друг
друга".
Полагаю, что я привел достаточное число примеров подобных мелодических
автоматизмов; каждый может ежедневно делать подобные наблюдения. Они
показывают, каким образом маскируются вытесненные мысли. Известно, что
занятия, не требующие полной "оккупации внимания", часто сопровождаются
напеванием и насвистыванием. Поэтому остаток внимания может быть достаточным
для бессознательных мечтательных перемещений мыслей, относящихся к
комплексу. Но работа сознания задерживает отчетливое проявление комплекса,
он лишь неясно может давать знать о себе; иногда он находит свое выражение в
автоматизмах мелодий, содержащих комплексную мысль в переносной
(метафорической) форме. При этом сходство состоит в ситуации, в настроении
("Смотрите, он приходит" и т. д.; свадебный марш; "жили-были царские дети" и
т.д.), или в словесном выражении ("Велела мне мать" и т.д.). Во всех
приведенных случаях комплексная мысль не вполне ясно входит в сознание, а
высказывается более или менее символически. До чего могут дойти подобные
символические сцепления, лучше всего показывает замечательный пример Фрейда
в его "Психопатологии обыденной жизни", когда ему удалось свести пропущенное
его другом слово "aliquis" в поэтической строке "Exoriare aliquis nostris ex
ossibus ultor" к не явившейся вовремя менструации возлюбленной (a-liquis -
liquid - чудо крови Св. Януария). В подтверждение механизмов Фрейда приведу
подобный пример из моей собственной практики.
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии