Психология раннего слабоумия
Подобные метафоры могут производить
впечатление почти намеренного искажения мысли сновидения. Таким образом в
этом отношении Крепелин уже близок к мнению Фрейда.] Мы легко можем себе
представить, что в нашем опыте внешнее отклонение заменит комплекс,
развивающий, наряду с деятельностью комплекса нашего эго, самостоятельную
деятельность. Мы уже говорили выше об образующихся при этом ассоциативных
явлениях. При возбуждении комплекса сознательные ассоциации расстраиваются,
становятся поверхностными благодаря тому, что внимание обращается на стоящий
отдельно комплекс (задержка внимания). При нормальной деятельности комплекса
нашего эго должны быть подвергнуты задержке другие наши комплексы, в
противном случае станет невозможной сознательная функция ассоциирования,
направленного по определенному пути. Отсюда следует, что комплекс может
проявляться только косвенно, посредством неотчетливых симптоматических
ассоциаций (действий), носящих более или менее символический характер.
[Штадельман /57 говорит своим, к сожалению, столь напыщенным слогом:
"человек, страдающий психическими отклонениями, снабжает частично или
полностью нарушенное ощущение своего "я" символом; но не в такой степени,
чтобы, подобно психически вполне здоровому человеку, сравнивать это ощущение
с другими происшествиями или предметами, а так, чтобы превращать
привлеченный в виде примера образ в действительность, в его субъективную
действительность, которая, по мнению других, является безумием. Гению
необходимы формы для его внутренней жизни, которую он проецирует наружу;
однако в то время, как у человека с психическими отклонениями
символизирующая ассоциация превращается в безумие, у гения она проявляется в
виде усиленного переживания".] (См. все вышеприведенные примеры). Исходящие
из комплекса влияния должны быть в норме слабыми и неотчетливыми, ибо им
недостает полной занятости внимания, поглощенного комплексом нашего "я".
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии