Психология раннего слабоумия
Интересный пример
рассказывает Дж. Ройс /40/.].
Мы замечаем нечто подобное в разговоре: слова, выражающие обычные
контрасты, весьма тесно связаны между собой и относятся поэтому большей
частью к устойчивым разговорным связям (белый - черный) и т. д. На
первобытных языках иногда даже существует одно лишь слово для
противоположных понятий. Итак, на основании заключений Блейлера,
сравнительно легкое расстройство чувств способно вызвать явления
негативизма. Как отмечает Жане, у людей, подверженных навязчивым
представлениям, довольно "упадка умственного уровня", чтобы вызвать игру
контрастов. Чего же нам в таком случае следует ожидать от отупения
восприятия при раннем слабоумии! Действительно, мы встречаем здесь игру
положительного и отрицательного, которая представляется вполне беспорядочной
и часто прекрасно выражается в ассоциациях речи. [Ср. анализы Пеллетье и
исследования Странского /19/] Итак, в вопросе о негативизме мы вполне
обоснованно можем допустить предположение, что и этот симптом тесно связан с
"отупением способности восприятия": центральный проводник нашей психики
ослаб настолько, что психика оказывается уже не в состоянии содействовать
положительному процессу и противодействовать отрицательному или наоборот.
[Дальнейшие труды о негативизме уже подвергнуты критике Блейлером.]
Повторим теперь все уже сказанное: упомянутые до сих пор авторы
установили, главным образом, что ослабление внимания, или, выражаясь шире,
"отупение способности восприятия" (Вейгандт), характерно для раннего
слабоумия. Этим, в принципе, объясняется поверхностный характер ассоциаций,
автоматическое повиновение, апатия, абулия, расстройство способности
воспроизведения и, в ограниченном смысле, негативизм.
То обстоятельство, что при общем ухудшении способность воспринимать и
способность подмечать в большинстве случаев не затронуты, на первый взгляд
кажется странным.
Карл Густав Юнг, Работы по психиатрии