Медицина третьего тысячелетия
Удобной и эффективной формой реализации данной
задачи является групповое обучение (группа в ДДУ, школе, группа здоровья
и т.п.).
Учитывая ведущее значение дыхания в жизнеобеспечении, актуальность
биологической потребности в дыхании, максималь-ную доступность функции
внешнего дыхания для произвольной регуляции с раннего возраста, широкий
диапазон адаптации дыхательной системы можно рассмотривать дыхательную
гимнастику как основу реабилитации и профилактики, повышение резервных
возможностей, уровня здоровья уже с дошкольного возраста. В возрасте 5-7
лет расширение бронхиального дерева преобладает над его удлинением,
заметно улучшается проходимость дыхательных путей, бронхиальное
сопротивление значительно снижается. От 5-го к 7-му году жизни
возрастает в 1,5 раза резерв дыхания периоды интенсивного прироста ЖЕЛ,
ФОЕЛ, ОЕЛ, ООЛ совпадают и приходятся на возраст 5-7 лет (Кузнецова
Т.Д., 1986 г., 1998 г.) это позволяет успешно сочетать эффект
дыхательной гимнастики на ТДИ-01 с анатомо-физиологи-ческими
особенностями данного возраста.
В процессе гигиенического обучения детей регуляции дыхания
используются специально разработанные психологические тесты, рисунки
учебного пособия. Цветовая индикация учебного пособия позволяет
использовать невербальные механизмы формирования психологической
установки на правильное выполнение регуляции дыхания. Игровая форма
обучения, психологические тесты обуславливают формирование
психологической установки путем убеждения. В процессе обучения дети
получают элементарные знания по анатомии, физиологии, гигиене дыхания,
что позволяет охарактеризовать предлагаемую программу как вариант
лечебной педагогики. Одна из задач гигиенического обучения регуляции
дыхания - сохранение естественного механизма диафраг-мального дыхания в
соответствии с тенденцией экономизации дыхания.
В предлагаемой методике дыхательной гимнастики на ТДИ-01 получили
дальнейшее развитие идеи и методические приемы обучения детей
дыхательной гимнастике (см.